Когда для коленчатого вала нашей Honda 400/4 потребовались новые шатунные и коренные подшипники, мы решили использовать Plastigauge PL-A, чтобы убедиться, в том, что коленчатый вал будет свободно вращаться в картере.
Если у вашего мотоцикла начинают стучать шатунные подшипники и дрожать подножка – пришло время «раздеть» двигатель. Так как этот стук вызван чрезмерным износом подшипника между головкой шатуна и коленчатого вала. Большинство современных четырехтактных двигателей в качестве шатунных подшипников, используют подшипники скольжения, которые так же известны как подшипники с баббитовой заливкой. Они сделаны в виде сменных вкладышей из антифрикционного материала, по форме повторяющей крышки подшипников. На внутренней поверхности корпуса сталь с покрытием из бронзы, которая, в свою очередь, покрыта тонким слоем баббита. Баббит, являющийся рабочей поверхностью подшипника, это антифрикционный сплав, который может содержать до 90% олова, а оставшиеся 10% - смесь меди и сурьмы. Это покрытие легко царапается, поэтому будьте осторожны, держа в руках вкладыши.
В случае слишком большого зазора между шейкой коленвала и поверхностью подшипника, неважно по какой причине, будь то износ или неверно подобранный размер вкладыша, масляный насос может быть не в состоянии обеспечить подшипники достаточным количеством смазки, даже под высоким давлением. И если это произойдет, то подшипники вашего двигателя будет проворачивать снова и снова.
Нормальный масляный зазор в шатунных подшипниках составляет примерно одну двухтысячную часть от диаметра шейки коленчатого вала (точные цифры указаны в руководстве по ремонту вашего двигателя), например, если диаметр шейки вашего коленчатого вала равен 40.00мм, то нормальный зазор должен быть около 0.02мм. Хорошей новостью является то, что подшипники в двигателях разработаны таким образом, чтобы износ был за счет вкладышей подшипников, а не шеек коленчатого вала и большой головки шатуна. Вкладыши подшипников скольжения легко заменить, и в магазинах они предлагаются в большом ассортименте размеров, в зависимости от износа шеек коленвала. Вот как мы меняли подшипники коленчатого вала в двигателе Honda 400/4.
Разберите двигатель, и отмойте коленчатый вал в керосине, затем высушите. Пристально осмотрите шейки на наличие задиров, небольшие задиры могут быть удалены шлифовальной шкуркой. С помощью микрометра измерьте диаметр коленчатого вала.
Шатуны в нашем моторе бывают 3х размеров. Группа размеров выгравирована на шатуне, и означает внешний диаметр подшипника, который в данном случае составляет 35мм с допуском до +0.024 мм
У этого мотора коленвал имеет 5 коренных шеек. При производстве моторов Honda, на задней нижней части блока выбиваются буквы, означающие внешние диаметры каждого коренного подшипника. В этом случае BBABB.
В ремонтном мануале Honda перечислены доступные размеры шатунных вкладышей. Внешний диаметр одинаковый, при разном внутреннем. Вкладыши ремонтных размеров позволяют собрать рабочий двигатель, с износом шеек до 0.030 мм.
Маркировка выбитая на внешней стороне вкладыша подшипника не указывает его размер – для этого вы должны посмотреть цветовой код.
Вкладыши, промаркированные цветовым кодом, обладают пазом, для того чтобы правильно установить его на свое место в корпус подшипника. Нанесите каплю масла на заднюю часть вкладыша, перед тем как поместить его в корпус.
Вкладыши установлены, и готовы показать нам истинный зазор. Ни в коем случае не накладывайте вкладыши друг на друга, во избежание царапин. Всегда держите шатун и его крышку в паре.
Точные промеры дожны были помочь вам с выбором правильного размера подшипника скольжения. Однако, мы всегда проверяем масляный зазор между шейкой и подшипником с помощью такого продукта, как Plastigauge.
Отрежьте небольшой кусочек Plastigauge и положите его вдоль шейки по всей ее ширине. Соберите подшипник, предварительно убедившись, что гайки и болты чистые и слегка смазаны маслом.
Притяните от руки болты шатунов, а затем используя динамометрический ключ, затяните болт за один оборот с необходимым моментом, указанным в ремонтном руководстве. Позаботесь о том, чтобы случайно не провернуть коленчатый вал или шатун. Так как проворот смажет раздавленную Plastigauge и это отразится на точности измерения.
Осторожно снимите крышку подшипника, чтобы увидеть, как раздавило Plastigauge.
Сравните толщину раздавленной проволоки с калибровочной линейкой, входящей в комплект (с одной стороны в долях дюймах, с другой в долях миллиметра). Мы получили зазор равный 0.038мм
У подшипников коленвала этого мотора производственные допуски от 0.018 до 0.048мм. При максимальном износе - 0.08мм для ремонтного размера подшипника. По результатам измерений наш коленвал в допусках!